новостной онлайн-журнал

«Всё везде и сразу»: пародийная научная фантастика о параллельных вселенных


В кинотеатральном прокате еще можно найти фильм «Всё везде и сразу». Кажется, самым частым эпитетом в рецензиях критиков и отзывах обычных зрителей стало слово «дикий».

Он действительно такой: по жанру – пародийная научная фантастика о параллельных вселенных с возрастным рейтингом 18+, кунг-фу, непристойными шутками и духоподъемным посланием о семейных ценностях и возрастных кризисах.

Немолодая, затюканная жизнью американка китайского происхождения Эвелин Вонг (актриса Мишель Йео) никак не может разобраться с налогами. Пора собираться на встречу со злобной пожилой инспекторшей (Джейми Ли Кёртис), а она все беспомощно раскладывает чеки на столе. На первом этаже ее захламленного дома находится прачечная – их с мужем скромный бизнес. Когда-то в юности она убежала с Веймондом (Ке Хюи Куан) от строгих родителей в Америку за мечтой. Мечта обернулась непрерывно жужжащими стиральными машинами, докучливыми клиентами, налоговыми проблемами и подозрением, что старенький больной отец, которого они с мужем забрали к себе, считает ее неудачницей. Да еще их с Веймондом дочь Джой (Стефани Сюй) грузит своими эмоциональными проблемами.

И это Эвелин пока не знает, что муж решил развестись!

В довершение всего уже в налоговой инспекции Веймонд вдруг говорит ей, что он – не ее муж, а Веймонд из параллельной реальности, где Эвелин – великая изобретательница. Будто бы она открыла способ путешествовать по мультивселенной и напрямую подключаться к опыту своих параллельных воплощений. На ошарашенную женщину он возлагает важнейшую миссию остановить некое вселенское Зло, которое тоже много чего умеет. Зло уже успело уничтожить кучу «параллельных» Эвелин и теперь планирует превратить весь мир в ничто.

Эвелин сперва отмахивается от такой лютой чепухи. Но ее сознание расщепляется, и оказывается, что налоговая инспекторша неспроста бесится: в нашем мире она – один из главных агентов Зла. Прибив себе степлером на лоб кассовый чек, эта седовласая оплывшая тетенька гоняется за Эвелин по опустевшему офисному зданию, пока та пытается сообразить, как ей спасти себя и все существующие миры.

От дуэта режиссеров Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана ждали чего-то безумного, поскольку вполне безумным был их предыдущий нашумевший фильм 2016 года «Человек-швейцарский нож». Там, напомним, актер Дэниэл Рэдклифф (тот самый Гарри Поттер) всю дорогу играл труп. В этот раз безумие зашкаливает, и это не всегда хорошо.

Но сначала о положительном. Один из основных источников комического в фильме – способ путешествия между мирами. Для подключения к параллельной себе и суперспособностям нужно сделать что-нибудь дикое (ну разумеется!). И самое невинное из всего этого – пожевать чужую жвачку или надеть обувь не на ту ногу. Этим же образом между мирами путешествуют и враги главной героини.

Так Эвелин постепенно обнаруживает, что в остальных параллельных вселенных она вполне успешна: где-то она международная кинозвезда, где-то –
знаменитый повар, оперная дива или боец кунг-фу, сражаю­щая мизинцем. Словом, неудачницей в своей прачечной она себя чувствует не без оснований. Ключевым моментом в ее судьбе стало бегство из родительского дома и брак с Веймондом, который, на первый взгляд, не принес им обоим счастья.

Второй источник смешного – россыпь мелких и больших цитат из культовых фильмов, от «Матрицы», азиатских фильмов о боевых искусствах и культового японского анимэ до мульт­фильма «Рататуй» и мелодрамы Вонга Кар-Вая «Любовное настроение». Здесь есть, например, реальность, в которой жизнь не зародилась, и там Эвелин – тонко чувствующий камень. А есть такая, где у людей пальцы-сосиски (серьезно!). Ну и наконец, для отдельных ценителей предусмотрены шутки с рейтингом 18+.

Недостатки у фильма, претендующего на культовый статус в узких кругах, тоже имеются. От этой мешанины жанров и идей к концу второго часа, признаемся честно, начинает рябить в глазах. Последняя треть, в которой обнаруживается подлинная причина вселенского Зла, а Эвелин берется решать семейные проблемы, получилась довольно затянутой.

Но посреди этого безумия сия­ет, как алмаз, выдающийся актерский талант Мишель Йео. Знакомая российскому зрителю по «Крадущему тигру, затаившемуся дракону» и «Мемуарам гейши», на шестом десятке она наконец получила роль, которая позволила раскрыть большой комедийный и драматический дар. В одном фильме ей пришлось сыграть целую галерею непохожих ролей. А «основной» Эвелин из нашей Вселенной – сутулящейся, вечно раздраженной и не понимающей, как быть, – решительно невозможно не сочувствовать. В конце концов, налоги, превращающиеся во вселенский кошмар, – история, знакомая многим.



источник