новостной онлайн-журнал

Денис Жуков: Мне интересна жизнь


Денис Жуков: Мне интересна жизнь

Культура

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка работ художника Дениса ЖУКОВА «Самые красивые места». В экспозиции представлены в основном пейзажи, в которых автор постарался передать дух места и собственные впечатления от него. Такое направление в живописи сам он называет «трэвел-арт», считая его близким тому, что делают трэвел-блогеры и фотографы…

Дух места

– Для этой выставки мне хотелось сделать максимально позитивную подборку, поскольку негатива в нашей жизни и так хватает. Чтобы люди, которые сюда придут, могли получить положительные эмоции, почувствовать умиротворение от созерцания красоты окружающего мира.

Думаю, любой зритель заметит в моих работах что-то среднее между живописью и фотографией. Потому что, в принципе, я занимаюсь тем же, чем и пейзажные фотографы, и трэвел-блогеры, – только у меня не фото, а написанные пейзажи. Хотя я тоже много фотографирую, и фотографии часто помогают мне в работе над пейзажами.

Не понимаю фразу, что фотография или рисунок не передают всей красоты, поскольку красками могу передать всё…

– А ваши работы полностью похожи на то, что вы увидели?

– Нет, я чаще всего комбинирую. Могу что-то убрать – например, фабричные трубы или высоковольтные вышки – или, наоборот, добавить какое-нибудь красивое облако. Но люди всё равно узнают, поскольку дух места, видимо, мне всё же удаётся передать.

Вообще, работы на этой выставке, за редким исключением, можно условно разбить на два направления. Первое – то, о чём я уже сказал: видовые композиции, у которых некий собирательный образ, передающий дух места и впечатления от него, чтобы зритель мог почувствовать мои эмоции. И второе – некие состояния природы, где привязка к конкретному месту уже не важна.

Охота к перемене мест

– Денис, вы любите путешествовать?

– Не просто люблю – даже плохо себя чувствую, если давно куда-то не выезжал.

Так, я уже давно не выбирался в горы и уже начал искать что-нибудь подобное поблизости. Поскольку в последнее время выехать за границу трудно – по крайней мере, туда, где мне нравится, – стараюсь переориентироваться. Например, искать аналоги тех мест, где хотел бы побывать.

Я этим и раньше занимался. Допустим, канадские озёра мне были не по карману – стал смотреть, что похожее есть в Европе, и нашёл в Баварии, в Альпах. Здесь, на выставке, тоже есть несколько видов альпийских озёр.

До Байкала пока не смог добраться – нашёл похожее место на Ладоге…

– Приезжайте в Смоленское Поозерье – там есть озеро Сапшо, которое называют Байкалом в миниатюре…

– Кстати, я видел фотографии – надо заехать обязательно.

– Насколько я поняла, вы в Смоленске впервые…

– Да, и сам город ещё толком не видел. Несколько раз проезжал мимо, когда возил в Европу свои выставочные проекты. Всё думал: надо заехать…

– Тогда откуда у вас работа «Святой Меркурий Смоленский»?

– Я у Карамзина прочёл эту легенду. Посчитал, что она очень красивая, и сделал такую фигуративную композицию.

Можно заметить, что образ Меркурия у меня решён несколько иначе, чем у других художников – того же Рериха, где он более иконописный. У меня же это как апофеоз войны.

Я не мог не привезти эту работу в Смоленск, потому что она с сильным смыслом, глубоко символичная и к тому же сделана на основе местного материала. Хотя она и выбивается из общей экспозиции. Поэтому мы решили повесить её как бы отдельно.

В сотворчестве с Богом

– Денис, что для вас творчество?

– Если говорить пафосно, то мне нравятся слова художника, которого играл Авилов в фильме «Господин оформитель»: Бог сделал что-то не так, и я пытаюсь это исправить.

Я примерно так это и ощущаю. Любое творчество – это компиляция, переработка, так лучше её делать с того, кто недосягаемо выше, а не с коллег. Поэтому в моих работах практически нет крупных планов архитектурных сооружений – я использую их только как часть пейзажа. Потому что здание – результат творчества архитектора, то есть коллеги. А природа – творение высших сил. Коллективное или одного Бога – не знаю. И рисуя её, можно попробовать что-то исправить.

– То есть природа для вас – основной объект творчества?

– Не только. Это как дом, где я привык жить. Я родился в Обнинске, где много парковых зон и деревьев, то есть лес практически во дворах. Например, у меня около дома – памятник природы, там ёлки в два обхвата. И это замечательно, как и то, что рядом Москва, куда я езжу преподавать, хотя дорога занимает по три часа в одну сторону. Но общение со студентами для меня важно – это помогает не заплесневеть. Ведь если человек всё время сидит на одном месте, он со временем превращается в зануду.

Да и вообще, однообразие убивает творчество. Поэтому мне важны новые события, впечатления, эмоции. Важны разные люди, а не определённый круг. Мне чужда такая вещь, как цеховое признание. В творческие союзы не вступаю принципиально – мне это неинтересно. Мне кажутся скучными коллеги, которые отрастили бороды, пьют водочку и пленэрят свои бесконечные избушки. Мне интересна жизнь, живость во всех её проявлениях.

– А живость – это…

– …то, что в первую очередь изменчиво. Поэтому я не понимаю, как можно делать длительные этюды, если всё так быстро меняется вокруг – даже я сам становлюсь другим. Так что свои работы я стараюсь делать быстро – за вечер-полночи, а дальше могу только чуть-чуть довести.

– Кроме природы вас что-то вдохновляет на творчество?

– Мысли, переживания…

Наука и живопись

– Денис, с чего у вас всё началось? Как творчество стало частью жизни?

– С детства. У меня родители любили живопись, у них были подборки альбомов по искусству: старые мастера, импрессионисты… Я даже поступил в художку, но учиться не стал – считал, что это всё ерунда, в отличие от науки. Поэтому поступил в МИФИ на биологию и физику, но постепенно понял, что наука – не моё, и начал рисовать всё серьёзнее.

Вначале, в девяностые годы, я считал, что искусство – та же наука, только оно сразу даёт ощутимый результат, который можно повесить на стенку. Большого дохода тоже не приносит, но хотя бы удовлетворение от процесса можно почувствовать.

Окончил худграф Московского педагогического государственного института. Защитил диссертацию. Преподаю печатную графику, хотя сам занимаюсь живописью.

– Почему так?

– Мне очень нравится цвет, но живопись у меня тоже своеобразная – слегка раскрашенная. То есть сильно живописными моментами я не заморачиваюсь – за исключением некоторых этюдов. Как я уже говорил, в первую очередь мне важно передать дух места, а задачи, которые ставят перед собой традиционные живописцы, для меня на втором плане.

Мне кажется, на это как раз повлияло моё преподавание цветной линогравюры, где мы тоже берём краску, какая есть, закатываем, подбираем правильное сочетание цветов – и, в принципе, всё работает…

Вообще, интересно получается: я не считаю себя москвичом, но и в Обнинске я скорее дачник, потому что работаю в столице. Видимо, отсюда и моё мироощущение, и несколько отстранённый взгляд на мир…

Справка «СГ»

Денис Жуков родился в 1972 году в Обнинске. В 1996 году окончил МИФИ, в 1999 году – художественно-графический факультет МПГУ.

Активно путешествует. Уже побывал в 24 странах Европы и Азии. Проехал на автомобиле от Норвегии до Италии и от Москвы до Эдинбурга.

Денис Жуков – автор и организатор международного группового проекта «Россия без политики», выставки которого прошли в 2015–17 годах в Праге, Берлине, Лондоне, Петербурге и Котке.

Он же автор и организатор межрегионального пейзажного проекта «Заповедными тропами», посвящённого памятникам природы и истории нашей страны.

Выставка «Самые красивые места» будет открыта в КВЦ имени Тенишевых по 9 мая.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова



источник