новостной онлайн-журнал

Какие секреты хранит театр кукол «Сказка»?


Артисты и мастера рассказали, как рождаются куклы.

Алтайский кукольный театр, а самое его сердце – театральная мастерская, где рождается кукла. Наталья Дробышева – местный художник-скульптор сегодня занята поиском образа Бабы Яги для нового спектакля. Каждая складочка на лбу злой колдуньи подчёркивает характер будущего персонажа

Работники театра о своих пластмассовых, гипсовых, картонных подопечных говорят всерьёз, как о живых существах. Без этого мистика кукольного тетра, просто невозможна. Кто из барнаульских актёров вдохнёт жизнь в Бабу Ягу пока секрет – решит режиссер. Но это точно будет человек, похожий на неё, конечно, не внешне, но по характеру, темпераменту – точно. И кукловоды этого не бояться, уходя за куклу, на второй план, они живут её жизнью не ради своего, а ради её, кукольного образа.

Актриса кукольного театра Евгения Пухова. И её любимая феечка из старого спектакля. Кукла уже давно снята с главных ролей. Но до сих пор живёт в театральном закулисье. Но о своей давнишней дружбе ни кукла ни актриса не забыли. Удивительная мистика превращения на наших глазах – феечка и Евгения, несмотря на долгое расставание, по-прежнему одно целое. как сёстры – обе ранимые и возвышенные, похожи даже внешне.

Удивительная мистика превращения. Вот только что кукла висела мёртвая, пустая, но только опытный кукольник прикоснулся к ней, и начинаются чудеса – в куске пластика и материи начинает трепетать душа.

В театре кукол репетиция – режиссёр из Москвы Сергей Усков. Это он решает, кто в спектакле оживит яблоню, печку или Машеньку. Сам – когда-то актёр драмы, придя по случаю в театр кукол, так и остался в марионеточном мире.
Актёры кукольного часто поправляют обывателя, что не «кукольный театр», а «театр кукол». К своим матерчатым коллегам относясь крайне уважительно.

Долго работая над ролью, актёры, похоже, начинают забывать, кто из них главный – он-кукловод или сама кукла. Деревяшка, вчерашний кусок материи требует внимания, требует прислушаться к её, игрушечным желаниям.

Вокруг нас множество больших и маленьких кукол: детские игрушки, манекены, марионетки, авторские и сувенирные… Но то, что сегодня считается милой забавой и непременным атрибутом счастливого детства, ещё несколько столетий назад вызывало как минимум неодобрение, а порой и трепет, граничащий с ужасом. Особо натянутыми отношения с куклами были у церкви. Маги и чернокнижники применяли их во множестве ритуалов. Самый известный из них, когда восковую фигурку пронзали острыми предметами. Некоторые колдуны создавали даже точные восковые копии своих недругов в полный рост. И тот, кто держал у себя подобную куклу, считался, безусловно, связанным с чёрной магией. К счастью, гораздо чаще куклы выступали в своей доброй ипостаси. Куклы-хранители. У славянских народов в давние времена было одно табу. Не разрешалось прерывать детей, когда они играли в куклы. Потому, что пока идёт эта игра, плетётся нить спокойной, благодатной жизни.

Галина Гайдарова – мастер по кукле. Её персонажи- сказочные герои: кикиморы, лешие. Она убеждена, что с каким настроением ты берёшься за работу – такой и будет кукла. С плохим – злой, с хорошим – доброй. Наверное, помня об этом ей удаётся по-своему делать счастливой собственную жизнь, неся ответственность перед кукольной судьбой, она корректирует в себе доброе и злое начало, наше второе я, которое часто остаётся в тени.

В разные периоды своей жизни мы меняем маски, играя то роль Арлекино, то Пьеро. За театром жизни и его действующим лицами всю жизнь наблюдает профессиональный психолог – Елена Заречнева. Наблюдает и анализирует. И именно кукла помогает ей разрешить внутренние конфликты, мучающие её пациентов. Выдернуть боль на поверхность, понять проблему и её пережить. А потом переродиться для новой, счастливой жизни.

Здесь, в театре кукол есть особенный зал – для самых маленьких «театр на подушках», здесь малышей учат постигать удивительную игру, сопровождающую нас всю сознательную жизнь

Актёры кукольного театра по-своему, наверное, самые счастливые люди, находясь за ширмой всю жизнь, не взирая на возраст, они имеют полное право оставаться немножечко детьми.

Мир кукол — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Что общего между куклой и человеком? Этим вопросом часто задаются и кукловоды, и психологи. Наверное, то, что у человека, и куклы- своя судьба, свой путь на сцену, и свой век – длинный или короткий. И люди, и куклы приходя в этом мир призваны играть роли. Не важно – на сцене, за кулисами или в жизни. Зачем мы друг другу? Возможно, куклы служат нам зеркалом – помогают увидеть себя со стороны. Возможно, куклы, вошедшие с малолетства в нашу жизнь, помогают нам однажды остановиться, оглядеться, очнуться и вовремя переиграть жизнь.

ГТРК «Алтай» благодарит Алтайский театр кукол «Сказка» за помощь в создании фильма.



источник