новостной онлайн-журнал

Как на стоимости VK и «Яндекса» скажется уход конкурентов


Московская биржа возобновила торги иностранными бумагами компаний с российским бизнесом 29 марта. За это время депозитарные расписки VK подорожали почти на 70% в сравнении с закрытием торгов 25 февраля. Причем в первый же торговый день после длительной паузы бумаги взлетели на 89% до 510 руб. Сейчас они стоят 502,20 руб. Акции «Яндекса» (2158 руб.) с момента возобновления торгов показали не столь впечатляющий результат – в сравнении с закрытием 25 февраля они выросли на 11,7%.

Взрывной рост депозитарных расписок VK в первый день торгов аналитик УК «Альфа-капитал» Юлия Мельникова связывает с закрытием шортов и низкой ликвидностью. Котировки VK демонстрировали крайне слабую динамику на протяжении долгого времени до конца февраля и очень сильно обвалились потом, рассказывает аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. А рост в последнюю неделю эксперт связывает с эффектом низкой базы, а также позитивными ожиданиями на фоне расширения аудитории проектов холдинга. Акции «Яндекса», по словам аналитика, глобально демонстрировали более устойчивую динамику, а сейчас вокруг компании пока не сложилось такого же положительного новостного фона.

Ранее акции VK сильнее падали из-за выхода из капитала крупного акционера (группа Алишера Усманова продала свою долю «Согазу») и неопределенности относительно дальнейших перспектив развития, а взрывной рост после запуска торгов связан с накопленной перепроданностью бумаг, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. «Яндекс» же пока не пользуется популярностью у инвесторов из-за фокуса на сырьевые истории и экспортоориентированные компании, добавляет он.

Рост стоимости акций «Яндекса» до последнего момента основывался на идее купить акцию и продать ее долгосрочному западному инвестору, считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. А западные инвесторы, по словам эксперта, всегда рассчитывали на ненулевую вероятность того, что однажды «Яндекс» может быть поглощен компаниями Google или Microsoft c большой премией к рынку. Сейчас эти надежды, можно считать, улетучились, заключает эксперт.

РАЗВИТИЕ БЕЗ КОНКУРЕНТОВ

Больше всего в текущей ситуации может выиграть VK, считают эксперты: ее главные конкуренты – Facebook и Instagram – заблокированы Роскомнадзором, а их владелец, компания Meta, признана 21 марта экстремистской организацией и запрещена в России. Это значит, что покупка рекламы в Facebook и Instagram может быть расценена как финансирование экстремистской организации. Новые возможности для монетизации в этой связи могут открыться и для рекламного бизнеса «Яндекса». К тому же главный конкурент компании в сегменте такси – «Ситимобил» – прекратит работать 15 апреля.

2 марта VK уже сообщила о всплеске активности аудитории и количества пользователей: с 21 по 27 февраля средняя ежедневная аудитория платформы в России выросла на 200 000 пользователей. В итоге аудитория соцсети выросла до рекордных 100 млн пользователей, или на 38% к уровню IV квартала, отмечает Пучкарев. Он считает, что это крайне позитивный момент, так как ранее темпы роста аудитории были близки к нулевым.

В долгосрочной перспективе главным бенефициаром ухода основных конкурентов будет VK в силу того, что это самая крупная социальная сеть в России, которая получит приток новой аудитории, согласен партнер, директор департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима. Это открывает условия для более широкой монетизации, поскольку рынок становится менее конкурентным. Время, которое пользователи будут проводить в соцсети, увеличится, что создаст дополнительные возможности для монетизации.

Для «Яндекса» долгосрочный эффект от ухода конкурентов будет меньшим, поскольку аудитория у поисковика не может так сильно вырасти, как аудитория VK, считает Дима. Тем не менее монетизация поиска будет работать и этот фактор поможет расти компании, уверен он. Для «Яндекса» эффект от ухода конкурентов будет не столь выраженным, согласен и Пучкарев, предполагая, что рекламный бизнес также получит стимул к росту.

Торможение роста

Помимо ухода основных конкурентов с российского рынка необходимо учитывать и тот факт, что рынок рекламы будет сокращаться, поскольку из России ушли многие крупные бренды, предупреждает Дима. В условиях, когда ВВП, как ожидают экономисты, опрошенные ЦБ, сократится в 2022 г. на 8%, рынок рекламы может сократиться как минимум на 10%, считает эксперт. Поэтому в краткосрочной перспективе рынок рекламы, а значит, и рынок интернет-рекламы будет под давлением.

Идет определенный передел рекламного рынка, который очень значим для «Яндекса» и VK, добавляет Михайлин из «Велес капитала»: российские компании имеют возможность увеличить свое влияние на внутреннем рынке онлайн-рекламы при прекращении деятельности западных компаний. С другой стороны, отмечает эксперт, в этом году, как ожидается, произойдет значительное снижение объема российского рынка в условиях ухода крупных западных рекламодателей, сокращения доступного инвентаря и меньшей активности многих игроков внутри страны. «Другими словами, кусок пирога отечественных компаний может стать больше, но сам пирог заметно уменьшится», – резюмирует Михайлин.

Для обеих компаний повысится стоимость оборудования, которое они используют, для некоторого оборудования придется искать альтернативы в связи с уходом с российского рынка вендоров (Cisco, IBM, Oracle, Imperva, Fortinet, Microsoft и др.). Эксперт также ожидает, что инвестиции в быстрорастущие проекты, но убыточные на данном этапе будут, скорее всего, пересмотрены, а часть таких проектов даже свернута. «Яндекс» планирует продать свои сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», писал РБК. Одним из возможных покупателей называлась VK.

«Мы уже видим пересмотр стратегии в сторону сокращения инвестиций в проекты, которые несут существенный убыток на примере закрытия совместного проекта VK и Сбербанка «Ситимобил», – говорит Дима. Для «Яндекса» уход с рынка «Ситимобил» позитивен, но, очевидно, стоит ожидать сокращения бизнес-активности и в самом «Яндексе», поскольку ожидаемое снижение потребительского спроса скажется и на поисковике, заключает эксперт.

Что будет с акциями

Сейчас сложно говорить о том, как будет выглядеть отчетность в этом году у этих компаний, но в 2023 г. финансовые показатели обеих компаний будут выглядеть лучше, считает Дима.

В новых условиях российские IT-компании выиграют от увеличения пользовательской и клиентской базы и смогут существенно укрепить позиции на внутреннем рынке, уверена Мельникова из УК «Альфа-капитал». По итогам даже 2022 г. компании, скорее всего, смогут удивить высокими темпами роста бизнеса, добавляет эксперт. Дальнейшую динамику бумаг этих компаний оценить сложно, говорит Мельникова, – с учетом ухода иностранных инвесторов, которые держали немалую позицию. Кроме того, иностранные инвесторы даже после открытия торгов не могут торговать бумагами на российском рынке. Вероятно, премия IT-компаний к широкому рынку будет ниже, чем в последние несколько лет, добавляет Мельникова.

Личный брокер «Открытие инвестиций» Алексей Петровский не ожидает, что акции этих компаний будут лучше рынка в дальнейшем: хоть компании смогут увеличить долю на рынке после ухода конкурентов, рекламный рынок, являющийся важной составляющей выручки компаний, в России сейчас будет наиболее уязвимым сектором в этом году из-за экономических тенденций в стране.



источник