новостной онлайн-журнал

Оказывается, The Stanley Parable: Ultra Deluxe — это настоящая вторая часть, а не простой ремастер — Игры на DTF


Переиздание, оказавшееся сиквелом, притворяющимся переизданием, притворяющимся сиквелом, притворяющимся переизданием, притворяющимся сиквелом, притворяющимсяпереизданием,притво рящ мс ясиквеломпритвопреизд притв сквл,прпрздвыпывпты,фваытва,,.


Не бойтесь!

Здесь нет спойлеров, лазеров, прогулок, медведей, ссылок на Never Gonna Give You Up, рукопожатий, котят, тряпочек для протирки очков, инвертированной оси Y, полётов во сне и наяву. Ну, или только спойлеров. Наверное.

Прежде, чем говорить о The Stanley Parable: Ultra Deluxe и том, почему на самом деле это никакой не Ultra Deluxe, а полноценный сиквел, нужно вспомнить — что вообще из себя представлял оригинал. Пускай у первой части и культовый статус, вышла она почти десять лет назад, в 2013-м, так что многие современные игроки могли о ней не слышать или сильно её подзабыть.

Что ещё важно отметить — первая игра сама по себе была ремейком, потому что настоящий оригинал — это модификация для Half-Life 2, вышедшая в 2011-м. И пускай я так сразу выстрелю спойлером, но по сюжету самостоятельной The Stanley Parable можно попасть на локации из первоначального мода. То есть интеграция старой версии в новую — уже опробованный авторами приём.

Звучит немного запутанно? Не немного? Добро пожаловать. The Stanley Parable только и делает, что всё запутывает. Конечно, я постараюсь описать её менее абстрактно, но не обещаю, что получится. Сделаю это в двух вариантах: со спойлерами и без.

Содержание скрыто

Показать

Теперь вариант без спойлеров. The Stanley Parable — это симулятор ходьбы от первого лица, в котором ваши действия направляет или просто комментирует закадровый Рассказчик. Вы можете подчиняться его указаниям, а можете идти против его воли. После каждого решения «за» или «против» сюжета, который строит Рассказчик, следует новый выбор, а за ним ещё, и ещё.

Повествование напоказ нелинейное и очень постмодернистское… или уже метамодернистское? Оно высмеивает клише, жанры, игровые условности, само себя. И говоря «повествование» я имею ввиду всецело олицетворяющего его Рассказчика. То есть сценарий разговаривает с вами, объясняется перед вами, представляется вам живым и чувствующим существом.

В основном игра смешная, но однозначно назвать её комедией не получается. Какие-то выборы приводят к психоделическим концовкам, какие-то к трогательным и драматическим, какие-то элементы нагоняют тоски, какие-то внушают ужас. Например, через несколько часов прохождения Рассказчик вдруг роняет комментарий о том, что «если Стэнли быстро обернётся, то увидит — кто за ним следит». Становится немного не по себе.

«Ненадёжный рассказчик», пролом четвёртой, а может и пятой стены, поп-культурные отсылки и оммажи интеллектуальному искусству, уже упомянутая нелинейность — все те сценарные приёмы и тропы, что и сейчас впечатляют сюжетных гурманов, были в The Stanley Parable ещё в 2013-м и не растеряли оригинальность и актуальность годы спустя. Игра до сих пор остроумная и удивительная, и какого-то соразмерного конкурента ей так и не вышло. Похожее «пост-пост, мета-мета» было в There Is No Game, но тогда же, когда её авторы ухватились за повествование с закадровым голосом, игра была обречена на вторичность.

Последнее, что нужно знать о The Stanley Parable: история в ней бесконечная. Даже если вы достигнете финала, в котором по экрану поползут титры, после них вы вернётесь не в главное меню, а обратно к стартовой локации. Геймдизайн никогда не подскажет вам, что пора остановиться, что контент закончился, что вы нашли «истинную» концовку — решение о выходе из игры может принять только сам игрок. И выйти может только игрок: Стэнли и Рассказчик заперты в истории навсегда, сколько бы путей ни проходили, сколько бы дверей ни открывали.

Но если история бесконечная, а какой-то логический финал противоречит самой концепции, уложенной в слоган «THE END IS NEVER THE END», то каким образом у игры появился сиквел? Ведь сиквелу положено что-то продолжать, а чтобы что-то продолжать предыдущее «что-то» должно было закончиться.

Ответ спрятан за дверью с надписью «New Content». До того, как вы ступите за её порог, The Stanley Parable: Ultra Deluxe будет точь-в-точь повторять сюжет оригинальной игры. После — добро пожаловать в сиквел.

The Stanley Parable 2, прячущаяся под заголовком Ultra Deluxe — это пятичасовая история, продолжающая и дополняющая игру 2013-го года. Та, к слову, проходилась за пару часов.

Поначалу сиквел притворяется меташуткой, пародией на самого себя, но не ведитесь — перед вами совсем новое произведение. В этом признаётся и сам Рассказчик. Говорит будто бы не всерьёз, но чем дольше играешь, тем чаще вспоминаешь его слова.

Я возьму оригинальную Stanley Parable и просто, ну… вставлю в неё несколько новых фич. Со вкусом, разумеется. С уважением. С заботой о видении и целостности первой игры. Это ведь может сработать? Пожалуй, может. Но заставка с названием нужна просто грандиозная. Такая, чтобы она уверенно донесла до каждого: «Это The Stanley Parable 2».

Рассказчик

рассказывает

Грандиозная заставка с названием, ты ли это?

Я бы сказал, что первая игра была про авторское самоедство. Повествование, высмеивающее повествование, прятало за собой мысли о том, как сложно творческому человеку справиться с неуверенностью в таланте. Как тяжело вообще сочинять, какие личные тараканы мешают писателям и сценаристам.

The Stanley Parable не сводилась только к этому, она вообще была под завязку забита философией, которую трактовать и трактовать, всё-таки Рассказчик почти не затыкался. Но внутренние переживания творца были во главе угла.

Сиквел — почти про то же, но с одной поправкой. Теперь у самоедства есть причины. Если в оригинале Рассказчик был сам себе критик, то во второй части критиками становятся реальные игроки в The Stanley Parable. И эта реальность Рассказчику уже не подчиняется.

Именно поэтому, кстати, дверь в «New Content» появляется не сразу. Без прохождения оригинальной игры прочувствовать новую невозможно. Сперва нужно побродить по старым коридорам, познакомиться с Рассказчиком «до», а потом уже нырять в тревожное «после».

В первой The Stanley Parable хватало тяжёлых моментов. Вспомнить ту же концовку, где Стэнли методично самоубивался, чтобы перезапустить цикл: поднимался на высоту и спрыгивал, поднимался и спрыгивал. После каждого падения персонаж двигался всё медленнее, а Рассказчик говорил всё растеряннее. Пытка для обоих, или для троих, есть считать игрока за отдельную сторону.

Но общий тон был скорее позитивный. Насмешек было больше горьких комментариев. В сиквеле ситуация изменилась. Если вы следили за творчеством разработчиков, то можете знать, что после Tha Stanley Parable сценарист игры выпустил эмоциональную геймдизайнерскую исповедь The Beginners Guide. И от её настроения The Stanley Parable 2 почерпнула многое. Настолько, что игру впору называть ещё и The Beginners Guide 2.

Вот, послушайте главную тему из первой части.

Мистическая, таинственная, но не грустная. Она будит в игроке любопытство, будто впереди нас ждёт что-то новое, и нам нужно за ним идти.

Теперь включим одну из основных тем сиквела.

Сложно говорить о музыке объективно, но вы слышите? Что-то сломалось. Мистика и тайна остались, но теперь соседствуют с каким-то тленом.

Напоминает саундтрек к «Мистеру Роботу».

The Stanley Parable 2 смешная игра. Может даже смешнее оригинала, но юмор всё чаще чёрный. Шутки, построенные на неожиданном усугублении ситуации, в какой-то момент перестают быть шутками, потому что ситуации слишком усугубляются.

Содержание скрыто

Показать

Например, вам дают кнопку пропуска диалогов. Вы начинаете со скипа одной реплики Рассказчика, а заканчиваете проматыванием десятилетий, может веков. Вы заперты в комнате с кнопкой, и всё, что можете — нажимать на неё.

Содержание скрыто

Показать

Время пролетает незаметно только для вас, Рассказчик же остаётся в сознании. И сначала его одиночество длится мгновение, потом минуту, потом час, потом вечность. К концу он сходит с ума. Вас не было слишком долго. Уже не смешно.

И все сквозные сюжетные шутки работают в сиквеле так: начинают с улыбки, заканчивают безнадёгой. Хотя есть и просто милые гэги, вроде «прыжкового круга», они просто поднимают настроение.

Об игре можно рассказать намного больше — в ней полно интересного. И её хочется обдумывать и обсуждать. А меня вообще можно поймать на неточностях, потому что опустил много важных деталей, во избежание спойлеров…

Но я и так наговорил лишнего, не хочу отнимать ещё больше впечатлений.

Если вас удивляла первая The Stanley Parable, а Ultra Deluxe показалась не больше чем ремастером, переизданием ради консолей — попробуйте игру, удивитесь. Если вы прониклись The Beginners Guide и хочется чего-то похожего — попробуйте игру, проникнитесь. Если вы просто сценарный гик, вас вставляет с экспериментального повествования — попробуйте, вставит.

Это одна из лучших сюжетных игр, и она вернулась в лучшей своей версии.



источник